Ондреа Цибак. Часть I

Проходили года, и слалом на бурной воде становился широко известным, популярным видом гребли на байдарках и каноэ, который пустил корни во многих странах мира. На его представителей больше не смотрели, как на «экстремалов», а как на спортсменов, которые занимаются интересным и зрелищным видом спорта.


Приношу свою благодарность  соавторам за их совместную помощь в разработке этого отчета:

Сыкора Тибор

Каяда Антонин

Цибакс Иван и Петр

Ковачикова Мария


Посвящается дальнейшему развитию слалома. Не для продажи


Содержание


Предисловие 3
О проблемах и возможностях планирования и сооружения слаломного канала 4
Иллюстрации некоторых искусственных слаломных каналов 8
Иллюстрации каналов, построенных на природных речных руслах 15
Природные речные местности, подходящие для копирования для использования в искусственно
построенных каналах
18
Возможности размещения и  концепции 27
Строительство русла и берегов, иллюстрации некоторых поперечных и продольных профилей.
Размещение препятствий — технология 47
Приспособление для подвешивания ворот 66
Перевозка конкурента в лодке во время тренировки 71
Сосредоточие записей очков от судей ворот в вычислительном центре 78
Данные искусственного слаломного канала 80
Резюме 81


Предисловие


Проходили года, и слалом на бурной воде становился широко известным, популярным видом гребли на байдарках и каноэ, который пустил корни во многих странах мира. На его представителей больше не смотрели, как на «экстремалов», а как на спортсменов, которые занимаются интересным и визуально побуждающим видом спорта.

Организаторам необходимо видеть прогресс и изменения в мировоззрении на спорт. Очень важно гарантировать оптимальные условия и возможности для практики. Наша задача продвигать этот спортивный вид на более высокий уровень.

В этом процессе большую роль играет СМИ, особенно телевидение, которое влияет на миллионы зрителей. Телевидение продвигает слалом легко и убедительно, в то время как спортивные площадки превращаются в стадионы с возможностями использования рекламы.

Слаломный комитет Международной Ассоциации Каноэ понял ситуацию и назначил экспертную группу для разработки и постройки слаломных каналов. Я уверен, что этот шаг поможет развитию слалома во всем мире.

Я верю, что включение слалома в программу Олимпийских Игр 1992 в Барселоне повлияет на будущие постройки слаломных каналов во всем мире.

Являясь членом экспертной группы я предлагал свои идеи слаломной комиссии Международной Ассоциации Каноэ — эти идеи должны быть использованы для будущего развитии спорта.

Необходимо на наднациональном уровне участвовать в разработке новых проектов, установив стандарты спортивно-технические для каналов. Во время постройки необходимо принимать во внимание экологию и окружающую среду. Новые каналы необходимы для реальной помощи слалому на бурной воде как виду спорта.


О проблемах и возможностях планирования и сооружения слаломного канала


Больше 15 лет прошло с тех пор, как первый искусственный слаломный канал был построен, и с тех пор другие каналы были сооружены. Постройка постоянного канала это самый прогрессивный способ развития этого вида спорта, популяризации его и внедрения в местах, где нет природных возможностей.

В странах, где люди практикуют слалом, существуют тенденции построек слаломных каналов, подходящих для хорошего качества тренировок круглый год. Это позитивное развитие; в результате будут построены постоянные стадионы для очень привлекательного вида спорта, которые будут притягивать молодежь и зрителей своим динамизмом. Это обеспечит гласностью и популярностью, повысит количество членов и позволит нам расшириться.

Такая работа очень трудоемкая, поэтому необходимо, чтобы канал был удобен в эксплуатации долгие годы. Объект должен быть перспективным во всех смыслах. Будет неверно не использовать опыт строительства существующих объектов как можно больше. Необходимо избегать недостатков и дефектов, которые были выявлены на сегодняшний день. Дело не в критике, а в указаниях. Мы знаем, что лучше разработать невозможно без этих экспериментов. Я думаю, что пришло время сделать что-нибудь в этом роде.

Я хотел бы поделиться свои опытом, которые я приобрел за десятилетия моей деятельности в этой области, или, если надо будет, помочь новыми идеями и предложениями для нахождения идеального решения. По моему опыту я знаю как много времени и средств необходимо для тщательной разработки проекта и для сооружения проекта, который должен иметь хорошие параметры. У меня были такие проблемы во время сооружения моей первой конструкции — слаломного канала и территории в Липтовском Микулаше в Чехословакии.


Как и когда все началось?


Уже в 1958 я всерьез задумался о строительстве искусственного слаломного канала в городе Липтовский Микулаш. С тех пор я стал собирать информацию, данные, фотодокументацию о самых великих мировых предприятий. Я изучал и анализировал различные отрезки рек, пригодные для гребного слалома. Природные примеры были для меня самыми ценными в моем исследовании. Я документировал и сравнивал отрезки рек хорошего качества с начала с минимальным количеством воды, затем, если было возможно, без воды, а под конец с полным речным руслом, с известным  мне уровнем воды и т.д.

Когда мы закончили с основным планом, с дискуссиями о финансах, с определением участка для стройплощадки, с разработкой финального строительного плана и с решением других важных проблем — прошло много времени и только тот факт, что гребной слалом был уже включен в Олимпийские Игры 1972 года, проходящие в первом построенном канале в Аугсбурге, помог реализовать проект «Пространство Гребного Слалома» в Липтовском Микулаше.

В настоящее время, будучи человеком с опытом строительств и планирования других слаломных каналов, я вижу проблемы в более обобщенном виде. (Например, я помогал с разработкой концепции и схемы искусственного слаломного канала в Сео-де-Уржель  — Испания , а также с окончательным решением  в разработке натурального речного канала в Меззане — Италия, и другие.) Во время разработки новой концепции я придаю особое значение хорошему и правильному  решению спортивно-технической части канала (территория, покрытая водой) и его влияние на будущее развитие этого вида спорта.

Моя цель помочь этим отчетом и в то же самое время привлечь внимание к определенным решениям: эти решения необходимо хорошо обдумать перед тем, как начинать планирование и выбрать одно единственное правильное решение.

Перед тем, как начинать новый проект, необходимо знать и изучить уже существующие конструкции, для использования опыта, связанного с выполнением и работой уже существующих каналов и только после этого начать осмысливать и размещать. Базируясь на местных условиях, возможности территории, условиях водоснабжения и других факторах, мы можем выдвинуть цель, и с оглядкой на техническое оборудование и качество водной территории мы будем действовать. Необходимо использовать новейшие строительные технологии, современное оборудование с современными техническими возможностями, а также самые подходящие методы и возможности финансирования.

Базируясь на своем опыте в планировании, строительстве и работе искусственного слаломных каналов, я хотел бы обратить ваше внимание на некоторые факты и недостатки нынешних каналов. Сегодня, на канал можно повлиять еще на теоретической стадии, также как и на стадии водворения в жизнь. Факты и недостатки:

1. большие экономические затраты,

2. существующие решения размещения,

3. обременительные технологии строительства,

4. несовершенное строение речного русла, берегов, и препятствий,

5. мало разнообразия или вообще нет,

6. большое отклонение от условий, существующих в природе, монотонность водных территорий и постоянный поток воды,

7. несовершенное использование различия уровня воды на  «старте-финише» ,

8. экономически обременительное, по-видимому, несовершенное оборудование для растяжки ворот,

9. перевоз конкурентов от финиша к старту или  на определенном участке канала во время тренировки,

10. сосредоточие записей очков от судей ворот,

11. доступ конкурентов и тренеров к каналу во время больших международных соревнований,

12. безопасность конкурентов и их снаряжения.

Следующая идея, к которой я бы хотел привлечь ваше внимание, относится к водной части ожидаемого искусственного слаломного канала. Это моделирование на стадии, предшествующей осуществление. Я считаю, что никакая модель в уменьшенном виде не может имитировать настоящие реальные соотношения. Я рекомендую создавать новую искусственную часть канала, основываясь на примерах природных речных сегментов. В природе существует много красивых и подходящих слаломных сегментов — для нас модели в масштабе 1:1, которые могут продемонстрировать нам реальные факты. Поэтому, я считаю, что это только потеря времени и финансов для постройки модели.  Копирование природных сегментов водных территорий более экономичный метод и более выгодный по времени. Необходимо искать подходящий речной сегмент для каждого сегмента будущего канала, для планирования и для более продуманной работы, подходящей для исходных возможностей. По этой причине планирования таким способом  зависят от опыта.

Следующая идея, относящаяся к строительству искусственного слаломного канала, это практическая рекомендация о том, как разработать костяк плана.

Для того, чтобы быть актуальным, цель нового слаломного канала быть многофункциональным:

— посадить лес вокруг слаломного канала для того, чтобы сделать из него городской парк; посадив высокие деревья вокруг воды, мы создадим защиту от ветра для слаломных ворот;

— дорожки и тропинки рядом с каналом должны быть тоже продуманы, для того, чтобы они могли быть использованы для других видов спорта таких, как бег, бег трусцой, для тренировки лыжников на лыже-роллерах, т.д.;

— возможно, предоставить озеро публике как природный бассейн или давать в прокат маленькие лодки для гребли;

— разницу в уровне воды на старте можно использовать, например для получения электроэнергии и это сделать с помощью паводочного водосброса;

— предложить построить другие сооружения рядом с каналом — например, отель, ресторан, лагерь,   корты для тенниса, волейбола, мини-гольфа, также фитнес-центр, детские площадки, т.д.

Эти намерения могут помочь экономически обезопасить строительство слаломного канала, если нужно будет, то и всей территории вокруг, с помощью сопутствующих инвестиций, например, проведение коммуникаций, а также другие строительства, с целью социального развития местности.

Очень выгодно строительство других больших региональных сооружений совместно с каналом. Например, можно использовать ненужный для других строительств выкопанный грунт для строительства канала и прилежащих территорий. Так было сделано в Липтовском Микулаше, а также сейчас делается в Сео-де-Уржель. Использование таких шансов может сохранить до 50% бюджета строительства слаломного канала.

В этих рассуждениях о стабильных строительствах слаломных каналов я хотел бы добавить еще одну идею. Неправильно рассуждать, что слалом в будущем будет практиковаться только на искусственных каналах. Прекрасная природа и ее условия для гребного слалома не исчезнет для нашего спорта.  Модификации природных рек тоже хороший способ получить постоянный слаломный канал с постоянным оборудованием и инфраструктурой, а также экономически более эффективный способ. Я рекомендую авторам идей постройки слаломного канала рассмотреть также этот факт и использовать эти решения, где будет возможно.

Немалое значение имеет, когда осуществлять проект слаломного канала. Мы должны связаться с проектировщиками и инвесторами строительств водохозяйственных объектов, резервуаров и регулировщиками речных русл заранее. Необходимо планировать и начинать осуществление строительства канала в соответствии со всеми стадиями и временными ограничениями.



Обсуждение закрыто.