Ондреа Цибак. Часть II

Примеры каналов, построенных на природных речных руслах


Природные речные ландшафты, подходящие для имитации на искуственных каналах.

В природе встречается масса рек, которые могут выступать моделями для слаломных каналов. Но использовать подобные реки круглый год невозможно по ряду причин. Реки часто расположены в труднодоступных местах, вдалеке от инфраструктуры или в заповедниках, с отсутствием коммуникаций. Поэтому большинство из них не пригодно для проведения соревнований.

Предмет данного текста в рассмотрении спортивно-технических характеристик участков рек, подходящих в качестве моделей — примеров — для использования при проектировании слаломных каналов.

В качестве примера здесь приведены фотографии типично слаломных рек, а также несколько схем возможных решений при проектировании новых каналов.


Возможные варианты водозабора и водосброса

Для принятия конкретного проекта слаломного канала основную роль играет спортивно-техническая часть проекта (водная часть). Таким образом, необходимо обратить внимание на:

— местность и ее особенности

— долгосрочные водные условия

— скорость течения в м³/с в разное время года

— перепад высот между стартом и финишем

Два условия, относящиеся к воде, являются приоритетными для дальнейшей разработки концепции проекта. Это перепад высот и объем воды. Эти данные серьезно влияют на объем строительных работ, а также определяют основное назначение будущего канала.

Рассмотрим вопрос расположения слаломного канала. Постройка канала в городе или неподалеку значительно повлияет на использование канала.

Вода — это отдельная проблема. Во многих странах — крайне серьезная. Поэтому мы должны подойти к этому с особой ответственностью. Для постоянно используемого слаломного канала неприемлемо использование резервуаров питьевой воды, или гидроэлектротехнических сооружений, так как далеко не всегда будут доступны необходимые объемы воды.

Куда более  выгоден вариант расположения канала рядом с рекой, где воду можно брать из реки в любом количестве. Для экономии средств можно присоединиться к уже существующей водной плотине. Так как, используя сточный канал можно направить воду к началу слаломного канала.  Еще более удачное решение — расположить водозабор для канала выше по течению, чем существующее регуляторы этой реки.

Многие существующие слаломные каналы используют классическую схему забора и спуска воды, просто потому, что таково было научно-техническое развитие данного направления на момент постройки каналов. К характеристикам современных сооружений предъявляются куда более высокие требования.

Я прилагаю несколько примеров существующих каналов, утвержденных на базе доступной информации, а так же несколько вариантов предложений новых решений, на которые стоит ориентироваться при постройке новых каналов.

Некоторые рисунки, упомянутые в этой главе, могут помочь авторам использовать новые технические решения на базе существующего до сих пор опыта.

В общем, я рекомендую именно такой вариант организации забора/сброса воды для того, чтобы:

— решить проблему хорошей организации и технологию тренировок и проведения соревнований

а) канал должен быть снаряжен дорожками доступа тренеров и спортсменов к каналу во время соревнований

б) отдельные посты для судей для того, недоступные для зрителей

в) наибольший обзор канала для болельщиков,

— иметь набор систем, позволяющий изменять уровень сложности канала,

— иметь подъемник для спортсменов в лодках, что поможет повысить интенсивность тренировок,

— создать отдельный тренировочный участок для ведущих спортсменов длиной от 50 — 150 метров повышенной трудности, по сравнению с остальным каналом для соревнований тренировок.

Предположительно два канала — менее сложный для юношеского разряда и сложный для более сильных спортсменов).


Строить один канал или…

То, что подходит сейчас, в будущем будет недостаточно. Развитие спорта неотвратимо двигается вперед. В таких местах, где местность позволяет, я рекомендую подготовить — с точки зрения планирования — такую концепцию, которая бы позволила в будущем построить второй канал, с отдельными тренировочными участками (бурная вода), не смотря на то, что в настоящий момент нет достаточного финансирования для постройки двух каналов.

Постройка двух независимых каналов также возможна в местах, где недостаточно добывается воды для обоих каналов в течение всего года. В таком случае рекомендуется один канал сделать менее сложным  со скоростью течения 5 — 10 м³/с. Второй канал может иметь скорость течения 10 -20 м³/с, что сделает его более сложным.  Однако это зависит от перепада высот, который не может быть менее 6 м.

Есть еще возможность использования конструкции, называемой «канал в канале», для ландшафта, где объем воды может изменяться от 5 до 20 м³/с. Такой проект под силу реализовать только высокоопытному эксперту.

Ограничивающие факторы для постройки канала всегда будут перепад высот и количество воды. В соответствии с этим я предлагаю разделить каналы по группам:

1) Хороший тренировочный канал со сложным тренировочным участком, длиной около 50 — 80 м, можно построить с разницей в уровне в 2 м;

Назначение такого канала будет локальным, вероятно клубным, для тренировок, как новичков, так и сильных спортсменов.

2) Канал для соревнований всероссийского значения с возможностью постройки отдельного участка повышенной сложности;

Перепад высот не может быть меньше 4 м.

3) Канал для международных соревнований;

Канал должен иметь разницу в уровне минимум 6 м со скоростью течения до 10 — 20 м³/с.

Разработка проекта канала с расходом более 20 м³/с требует гораздо более существенного финансирования, из-за повышенной трудоемкости расчетов.

Необходимо принять решение заинтересованы ли мы в постройке сверх сложного канала любой ценой. Мое мнение — стоит построить канал, не столь существенно изменяющий природные условия реки, для того чтобы спортсмены всех стран могли успешно подготовиться к выступлениям на таком канале в домашних условиях.

Также необходимо продумать возможность построить канал крытым. Так как мой опыт подсказывает мне, что систематические тренировки на воде в зимнее время не возможны на открытом воздухе во многих странах. Тренировкам банально мешают холод, снег, дождь, ветер, не говоря уже о ледяной воде.

Возможность накрывания (переносными или стационарными конструкциями) части канала для тренировок в зимнее время — не такие уж далекие перспективы для стран в холодных климатических зонах. Можно спроектировать несколько участков канала крытыми и использовать в крышу в зависимости от условий.  Например, тренировочное пространство, находящееся до старта и являющееся частью слаломного канала, или пространство после финиша, и т. д. — что видно в некоторых планах расположения.

Постройка крытого слаломного канала создаст условия для систематических тренировок на воде с воротами круглый год. Условия для спортсменов, защита их здоровья будут значительно улучшены. Такой крытый объект длиной хотя бы 50м будет уже достаточен для тренировок. При постройке крытого участка канала разумно иметь окна, выходящие на юг.  Давайте представим канал. Допустим мы выбрали участок слаломного канала для того чтобы построить на нем крытую конструкцию. В этом случае 2/3 стен и пол уже готовы. Осталось только укрывающая конструкция. Стоит, по крайней мере, внести в проект возможность последующей установки крыши.  Если же заранее не предусмотреть такую возможность, реализовать накрытие канала в последствии будет или чрезмерно дорогим, или полностью неосуществимым.

Другой способ создать хороший слаломный канал проще и дешевле (если постройка искусственного слаломного канала невозможна) — это адаптировать подходящий участок природной реки. Приведя в порядок русло реки, берегов и водных препятствий, а также построив систему регуляции водного течения, мы можем получить канал стадионного типа.

Лучший пример такого типа — это канал в Бург Сан Морице (Франция), который, в настоящее время, представляет собой канал высшего уровня. Также приступили к похожему строительству в Меззане (Италия). Так что один из лучших, я надеюсь, каналов уже строится в настоящее время.


Обсуждение закрыто.